Электромагнитные муфты предназначены для автоматизации приводов станков и других машин (автомобилей, тепловозов и т.д.). Они представляют собой электромашину, которая передаёт вращающий момент от ведущего вала к ведомому при помощи электромагнитного поля. Она состоит из двух вращающихся частей: якоря (массивная часть) и индуктора с обмоткой возбуждения (лёгкая часть). Якорь и индуктор механически жестко не связаны между собой. Якорь соединяется с приводящей (ведущей) частью механизма, а индуктор с ведомой. Для сцепления 2-х частей в одно целое могут использоваться фрикционные диски трения. Сцепление фрикционных дисков, связывающих ведущую и ведомую части такой муфты, происходит под действием силы магнитного притяжения, возникающей при прохождении электрического тока через обмотку возбуждения (катушку). Электромагнитные фрикционные многодисковые муфты ЭТМ, Э1ТМ, Э11М, ETM, ЭМ используются для работы автоматизированных коробок скоростей станков с ЧПУ. Эти муфты обладают необходимой компактностью и надёжностью и делятся на две большие группы: работающие в масляной среде (масляные) и работающие в сухой среде (сухие). Масляные и сухие муфты имеют разное назначение и отличаются своими характеристиками. Масляные электромагнитные муфты подразделяются на 5 групп: контактные муфты, бесконтактные муфты, тормозные муфты, подшипниковые муфты и муфты фрикционные многодисковые. Сухие электромагнитные муфты подразделяются на 3 группы: контактные муфты, бесконтактные муфты, тормозные муфты. Существуют условные обозначения для указания габаритов и посадок муфт ЭТМ, приводим расшифровку на примере:
ЭТМ 112 2А
Э - электромагнитная, Т - трения, М - муфта;
11 - цифры, обозначающие габарит электромагнитной фрикционной муфты (могут быть 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15);
2 - чётная цифра, обозначающая конструктивное исполнение муфты для муфт, работающих в масляной среде:
2 - электромагнитная муфта ЭТМ с контактным токоподводом (контактная электромагнитная муфта ЭТМ);
4 - бесконтактная электромагнитная муфта ЭТМ;
6 - электромагнитная муфта с вынесенным токоподводом (тормозная электромагнитная муфта ЭТМ);
для сухих электромагнитных муфт ЭТМ эта цифра нечётная:
1 - электромагнитная муфта ЭТМ с контактным токоподводом (контактная электромагнитная муфта ЭТМ);
3 - бесконтактная электромагнитная муфта ЭТМ;
5 - электромагнитная муфта с вынесенным токоподводом (тормозная электромагнитная муфта ЭТМ);
1 - цифра, обозначающая номер ряда посадочного отверстия муфты этм, может быть: (1, 2, 3)
А - русская буква, обозначающая исполнение посадочного отверстия электромагнитной муфты на приводной вал, может быть:
А - отверстие гладкое со шпоночным пазом, Н - отверстие шлицевое

Электромагнитные муфты ЭТМ масляные контактные. Муфта состоит из корпуса муфты, катушки, токосъёмного кольца, якоря и пакета фрикционных
дисков, работающих в условиях смазки. Фрикционные диски расположены на шлицах втулки. Наружные фрикционные диски имеют пазы для зацепления
с поводком, который соединяет детали механизма. Питание к муфте подается через универсальный щеткодержатель ЭМЩ 2А.
ЭТМ 052 ЭТМ 062 ЭТМ 072 ЭТМ 082
ЭТМ 092 ЭТМ 102 ЭТМ 112 ЭТМ 122
ЭТМ 132 ЭТМ 142 ЭТМ 152

Универсальный щеткодержатель типа ЭМЩ 2А предназначен для подачи питания к электромагнитным муфтам ЭТМ и ЭМ контактного исполнения. При скорости муфты не более 10 м/с используется один щеткодержатель, при скоростях более 10 м/с - два щеткодержателя ЭМЩ 2А.

Электромагнитные муфты ЭТМ масляные бесконтактные. Муфта состоит из двух частей: корпуса магнитопровода и катушкодержателя. Они разделены зазором,
благодаря которому снижена теплопередача от фрикционных дисков к катушке, что обеспечивает надежность такой муфты при высоких нагрузках.
Катушкодержатель муфты монтируется неподвижно, поэтому питание к муфте подается обычным электрическим проводом.
ЭТМ 054 ЭТМ 064 ЭТМ 074 ЭТМ 084
ЭТМ 094 ЭТМ 104 ЭТМ 114 ЭТМ 124
ЭТМ 134 ЭТМ 144 ЭТМ 154

Электромагнитные муфты ЭТМ масляные тормозные. Муфта состоит из цилиндрического поводка, который охватывает корпус, и якоря, который прикреплен
к поводку с помощью кольца. Есть два вида исполнения тормозной муфты ЭТМ: с квадратным фланцем и с круглым фланцем. Наружные фрикционные диски
жестко соединены с поводком. Внутренние фрикционные диски и втулка вращаются вместе с валом. При включении муфты осуществляется торможение вала.
По окончании торможения вал удерживается муфтой в неподвижном состоянии.
ЭТМ 056 ЭТМ 066 ЭТМ 076 ЭТМ 086
ЭТМ 096 ЭТМ 106 ЭТМ 116 ЭТМ 126
ЭТМ 136 ЭТМ 146 ЭТМ 156

Электромагнитные многодисковые фрикционные масляные муфты серии ЭМ выполняют передачу вращения между ведущим и ведомым валами
приводного механизма, обеспечивают плавность процесса пуска, регулирование передаваемого момента и частоты вращения, изменение направления
вращения. В отличие от муфт контактного исполнения серии ЭТМ, корпус муфты ЭМ жестко связывается с валом при помощи крепежных винтов, а
внутренние фрикционные диски закрепляются на валу при помощи шлицевых отверстий.
ЭМ 12 ЭМ 22 ЭМ 32 ЭМ 32АР
ЭМ 42 ЭМ 42АР ЭМ 52 ЭМ 62

Электромагнитные муфты ЭТМ сухие контактные. Муфта состоит из корпуса муфты, катушки, токосъёмного кольца, якоря и пакета фрикционных дисков,
работающих в сухой среде. Фрикционные диски расположены на шлицах втулки, наружные фрикционные диски имеют пазы для зацепления с поводком,
который соединяет все детали механизма. Питание к муфте подаётся при помощи токосъёмного кольца и щётки внешнего универсального щеткодержателя
ЭМЩ 2А, которые осуществляют скользящий контакт, исключающий искрообразование.
ЭТМ 051С ЭТМ 061С ЭТМ 071С ЭТМ 081С
ЭТМ 091С ЭТМ 101С ЭТМ 111С ЭТМ 121С
ЭТМ 131С ЭТМ 141С ЭТМ 151С

Электромагнитные муфты ЭТМ сухие бесконтактные. Муфта состоит из двух частей: корпуса магнитопровода и катушкодержателя. Они разделены зазором,
благодаря которому снижена теплопередача от фрикционных дисков к катушке, что обеспечивает надежность такой муфты при высоких нагрузках.
Катушкодержатель муфты монтируется неподвижно. Питание к муфте подаётся обычным электрическим проводом.
ЭТМ 053С ЭТМ 063С ЭТМ 073С ЭТМ 083С
ЭТМ 093С ЭТМ 103С ЭТМ 113С ЭТМ 123С
ЭТМ 133С ЭТМ 143С ЭТМ 153С

Электромагнитные муфты ЭТМ сухие тормозные используются для торможения вала приводного механизма. При включении муфты осуществляется торможение вала.
По окончании торможения вал удерживается муфтой в неподвижном состоянии. Усилие торможения образуется на ее корпусе через наружные диски и поводок.
Тормозные муфты ЭТМ имеют малую температуру перегрева при предельных нагрузках благодаря тепловому контакту между муфтой и корпусом узла станка.
ЭТМ 055С ЭТМ 065С ЭТМ 075С ЭТМ 085С
ЭТМ 095С ЭТМ 105С ЭТМ 115С ЭТМ 125С
ЭТМ 135С ЭТМ 145С ЭТМ 155С